Между прошлым и будущим

Через генические просторы за тысячелетия прошли в историческом смысле десятки племен, союзов племен и народов, имевших больше единых, нежели различных корней. Это прежде всего ираноязычные объединения арийского происхождения из индоевропейской общности. Они — киммерийцы, скифы, сарматы и родственные им племенные союзы — предки славян, русов и других исчезнувших и живущих ныне народов. Почти из той же этнической общности присутствовали здесь древние греки. Затем следовали тюркоязычные гунны, булгары, авары, хазары, печенеги, половцы, татаро-монголы и так далее, этнический состав большинства которых был смешанным.

Жизнь в далеком прошлом была труднее из-за более низкого, чем теперь, уровня производства. Она неизбежно вызывала частые столкновения, войны между соседями, дальними и даже близкими родственниками. А когда появлялись лидеры, умеющие решать проблемы мирным путем, и этому способствовали обстоятельства, наступали длительные времена затишья и процветания края. Совершенствовались ремесла и искусства, создавались культурные шедевры, следы которых, к сожалению, редко и с трудом обнаруживают потомки.

П. Рябков в докладе «О прошлом Новороссии», прочитанном в Елизаветинском обществе грамотности в 1914 году, замечал: «Конечно, в наших степях едва ли можно найти следы погибнувших целых цивилизаций с их древними городами, но и те скудные остатки, что имеются, носят в себе явные следы этих цивилизаций и, прежде всего, — древне-арийской, затем греко-римской, монголо-тюркской, готской и, наконец, славянской».

Только теперь, после расшифровки текстов Велесовой книги, опубликования выводов многих научных экспедиций и наступления времени, когда появилась возможность узнать мнения не только официальные, но и неординарно мыслящих специалистов по истории прошлого и настоящего (например, Демина, Асова, Мулдашева, Гобарева, Петухова, Богданова и многих других), слова П. Рябкова, сказанные почти 90 лет назад, становятся актуальными.

Уже в известных в его время грандиозных курганах близ Керчи (Куль-Обский) и под Мелитополем (Солоха) П. Рябков усматривал подобие микенским памятникам арийского происхождения и предполагал, что опыт их постройки занесен ионийцами из Малой Азии. Теперь нам известны древне-арийские комплексы Каменная Могила, Чонгарский курган Гарман и некоторые другие, подтверждающие первый из названных выводов ученого.

Уточнение заключается лишь в том, что не из Ионии пришел опыт постройки курганов. Он гораздо более древний. Иония, как и Северное Приазовье, возможно, была одним из очагов или посредником в сохранении обычаев наших предков — индоариев на их долгом пути в разных направлениях.

Курганы   более   позднего   времени   со   скульптурами-«бабами», большей частью разрушенные, могли бы также рассказать очень мноroe, так как, изначально скифские, они скрывали двойные и тройные! погребения разных эпох.

Ссылаясь на В. Рубруквиса, посла короля Людовика 9-го к монгольскому хану Мангу-хану в 1253 году, П. Рябков» объяснял сущность подобных изваяний: «Слово «баба» означает по-турецки предка, отца. Но «баб» ставили также половцы, гунны, калмыки, ногайцы, киргизы, готы, саки и другие выходцы из Азии (о хазарских «каменных бабах» автор упоминает ранее). Вообще — это произведения тюркско-татарского происхождения.

Нужно заметить, что эти «бабы» идут от Минусинских степей в Сибири и до Западной Европы, явно указывая путь, каким шли к нам вышеназванные племена.»

Г. Спасский, действительный член Одесского Общества истории древностей, в статье о Геническе и Арабатской стрелке, помещенной в| Записках Общества 1848 года, сообщал: «В окружении Геническа и вообще в степи к Молочным водам видно множество древних курганов различной величины. На некоторых из них, особливо отличающихся обширностью и высотою, прежде стояли и теперь еще стоят, хотя уже  редко, каменные истуканы, называемые «бабами», самой грубой отделки….

Надо заметить, что и здесь (на Арабатской стрелке) на возвышениях находится много малых и довольно больших курганов, даже есть несколько их на пустом острове в Сиваше, близ Генического озера,  называемом Куянлы.» В 1883 году в томе под названием «История и археология» из серии книг В.Х. Кондараки «В память столетия Крыма» речь шла о могильных курганах на Арабатской стрелке и на острове Сиваша.

Нынешние свидетели рассказывают об интенсивном разрушении насыпей и захоронений в указанных местах. Если что и сохранилось до сих пор, то надо быть очень осторожным в момент вскрытия памятников и лучше ничего не предпринимать единолично, чтоб не лишать потомков последних достоверных источников, раскрывающих наше далекое прошлое. Рассудим здраво, можно ли было бы цитировать авторов книг 18-го — 19-го веков, если бы эти книги не сберегли героическими усилиями в определенных местах рядовые работники библиотек, ученые и разного рода служащие многих поколений?!

Есть в старых книгах свидетельства о гибели памятников истории и культуры не только по причине природных явлений, но и по вине невежд, появлявшихся в разные времена на местах древних сооружений. Хотелось бы надеяться, что позиция «После меня хоть потоп» себя изживает.

Необходимо учитывать, что для неспециалистов раскопки в районах курганов и мест древних поселений, тем более под водой, небезопасны, так как древние сокровища могут хранить недоступную без специальных исследований глазам, ушам и органам чувств материю, агрессивно действующую на человеческий организм. Известны случаи, когда после вскрытия гробниц люди, которые этим занимались, серьезно и одинаково спустя некоторое время заболевали.

Для уточнения и пополнения конкретными фактами представленного в настоящей работе материала по истории отдельных моментов далекой от нас жизни Геническа предстоит продолжить поиски в архивах, библиотеках, а также организовать встречи с археологами и другими учеными. Но этого недостаточно. Нужно начинать комплексные исследования во главе с украинскими, российскими и более далекими иностранными специалистами. Для подводных работ желательно вырастить очередную смену археологов-водолазов, подготовить научный корабль и специальную технику. Уже известные способы поиска с помощью кирки, заступа, землеотсоса, эхолота, звукового геолокатора и т.д. могут быть дополнены новейшими международными изобретениями в этой области. Но все это возможно при координации и мирном сосуществовании без амбиций государств и профессионалов.

В связи с вышеизложенным, необходимо согласиться, что информация, представленная в работе, очень неравноценна. Она не освещает в достаточной мере жизнь даже основных обитателей пра-Геническа. Решение ее опубликовать объясняется периодическим кратковременным или длительным закрытием крупнейших библиотек столицы России и малой доступностью в данный момент особо ценных архивохранилищ на пространстве бывшего Советского союза вследствие ряда объективных причин.
Немаловажно, конечно, и желание поделиться с земляками уже собранным материалом накануне Дня города Геническа. Надеюсь заинтересовать данной работой молодых исследователей, для которых цель будет заключаться не только в написании диссертаций, но, прежде всего, в поиске истины. Такой подход к делу, как ни странно, самый бескровный и наиболее конвертируемый. Настоящий ученый в старости не скажет, что он отошел от дел и ему не до новых исследований.

С.Е.Павлова