Сарматы
Аорсы, языги, роксоланы (русколаны), аланы, савроматы и другие племена считались ветвями сарматского этноса, пришедшего на северные берега наших южных морей в 3-м веке до н.э.
По П. Меле, царских скифов на их территории за рекой Геррос сменили сарматы.
Птолемей писал о языгах и роксаланах на Меотийском побережье и торрекадах у озера Вики (Сиваша), сарматских племенах, населявших восточную границу Сарматии от перешейка возле реки Каркинита вдоль озера Вика (Сиваша) и по береговой линии Меотийского болота (Азовского моря) до реки Танаида (Дона) и дальше.
О сармато-аланской или салтово-маяцкой культуре, развившейся в оседлой североиранской зоне в Подонье, пишут современные исследователи: Бартольд В.В., Бычков А.А. с коллегами, Трубачев О.Н. и т.д.
Эти сарматы и аланы вначале ушли вместе с гуннами из Подонья на Запад и, конечно, к нам — в Генический край, а потом составили основу Хазарской державы.
Исмагилов Р.Б. считает, что сарматы производили свое имя от слов cap (в значении «царь») и мать.
В их среде было равенство полов.
Ведя многоотраслевое хозяйство, высоко поднимая уровень производства, сарматы закрепились на всем побережье Азовского моря и отсюда совершали губительные набеги в Таврику, не щадя образцы античной культуры и людей, в том числе и скифов, говоривших с ними на одном языке.
Беспредельная храбрость и доспехи тяжеловооруженной сарматской конницы похожи на поведение и воинское снаряжение русских богатырей.
В роксоланах или русколанах, одном из сарматских племен, исследователи склонны видеть предков русов, стоявших в свою очередь частично у начала формирования нынешних украинского, русского и других близких народов.
Сарматы презирали и все время теснили обреченных скифов, переставших быть сильным народом и променявших, в ИХ представлении, прежний дух на звонкую монету.
Однако, устоявшемуся мнению о том, что скифов из Северного Причерноморья в III веке до н.э. вытеснили сарматы, противоречат археологические раскопки, свидетельствующие о приходе сарматов на пустую территорию, которую скифы покинули по неизвестным причинам ранее (И.Н. Храпунов, I 1966).
Античные историки отмечали, что с 3-го века до н.э. хлеб в Боспорском и в Северо-Приазовском экспорте уступил место рыбе, скоту, рабам.
Скифов сменили кочевники сарматы, и наладить сложившуюся жизнь было не так-то просто.
Во время расцвета римского владычества родилась Великая Сарматия от Волги до Дуная с вечевым строем и военной демократией.
Ценилась жизнь, которая была проще и бедней, но свободнее и чище.
Согласно легенде, позаимствованной А.И. Асовым и И.Н. Храпуновым от греческого писателя Полиена, Херсонес спасла от разгрома скифами жена сарматского царя Амага.
Около двухсот лет до н.э. к ней северный берег Меотиды Херсонес отправил послание.
Амага, использовав безрезультатно дипломатические средства, с войском незамеченой перебралась будто бы через Сиваш (возможно, в районе Перекопа, Чонгара или по Арабатской стрелке), прошла мимо Неаполя Скифского и ночью в стане врагов уничтожила царя и его личный отряд.
А сыну убитого басилевса наказала не трогать соседних варваров и эллинов. Имя царицы было мидийско-скифское.
Царь Гатал, который в 179-м году до н.э. представлял Сарматию при вхождении ее в Понтийский союз малоазийских государств, был, согласно Полибию, супругом упомянутой воительницы.
По версии М. Ростовцева, ссылавшегося, как и другие авторы, на Полиена, супругом Амаги был другой царь — Медосакк., а Гатал был женат на меотийке Тиргатао, прославившейся, как и Амага, мужеством и самостоятельностью.
Вот что пишет М. Ростовцев в статье «Амага и Тиргатао» в 32-м томе Записок Одесского общества истории и древностей (ЗООИД) в 1915 году о нашей сарматской героине, подвергая сомнению лишь детали рассказа древнегреческого автора: «…племя, которым управлял ее муж, жило в землях, примыкающих к понтийскому побережью….
Речь здесь, конечно, может идти только о побережье на запад от Азовского моря, то есть о местностях между Днепром и Молочной, а, может быть, и дальше на запад….
В виду того, что муж Амаги был пьяница и вел кутильный образ жизни, государственными делами пришлось ведать ей». Как видим, ничто не ново под луной.
Сарматы не столько освобождали кого-либо, сколько подчиняли. И наступил момент, когда после борьбы с 3-го по 1-й века до н.э. уцелевшие жители Таврики: греки, армяне, скифы и другие общими усилиями и с помощью войск понтийского царя Митридата VI Евпатора освободились от них.
Курганы, некрополи, стелы в степях (в их числе и неординарная стела с сарматским знаком, найденная на Арабатской стрелке), — это почти весь перечень видов сарматских памятников. Почти половина из них найдена на севере Таврики у Перекопа….
Об Арабатской и Запорожской антропоморфных сарматских стелах с единичными именными знаками написано немало.
Подробно дает о них информацию B.C. Драчук в академическом издании 1975 года «Системы знаков Северного Причерноморья».
Он пишет, что эти изваяния считаются не имеющими аналогий. Известняковая стела с Арабатской стрелки тем более уникальна, что хорошо сохранилась и являет собой попытку изобразить не часть человеческой фигуры, а всю ее целиком с глазами, носом, ртом, коленными и другими условными изгибами.
Первоначально стела могла венчать курган с погребением знатного сармата.
Вторичное ее использование неизвестно.
Нашли стелу в карьере на глубине 5 метров без сопровождения другими материалами.
Ее тамгообразный знак мог означать заклинание, быть геральдическим символом, отличающим род или отдельное лицо, и отметкой хозяина частной собственности.
Эта стела находится в Геническом краеведческом музее и ждет дальнейших исследований.
Митридат VI, новый хозяин Таврического полуострова, поставил перед собой непосильную задачу сломить Рим и проиграл борьбу.
Тем самым он открыл Империи дорогу в еще один свой дом — Боспорское царство.
На рубеже старого и нового летоисчисления в Таврике, и в ее части — Северном Приазовье, кроме римлян, хозяйничали аланы и германские племена боранов и герулов.
С.Е. Павлова