Хорошо на Арабатке летом …

Деление на категории

Номера в пансионатах и базах отдыха принято делить на три категории. Первая — со всеми удобствами. Приобретая путевку, не забудьте поинтересоваться, какие именно удобства вам предлагают. Если санузел находится на этаже или в блоке, это уже нельзя считать удобством. Обычно дирекция в рекламном проспекте указывает «номер с частичными удобствами». Не дайте себя обмануть!

Поинтересуйтесь, есть ли в номере горячая вода, подается она по расписанию или нет. Беда всех курортных городов — плохое водоснабжение. И Арабатская Стрелка не является исключением. Страшного ничего в этом нет. Обычно душевые кабины стоят и на пляже. Отдыхающие, покидая пляж, спокойно могут смыть с себя морскую соль и песок, не думая, будет ли вода в номере. А вот в чем вы будете мыться в номере — в ванной или в душе — особой роли не играет. Полежать в пене, конечно, хорошо. Но душевая кабина летом пользуется большей популярностью. И номер с ней стоит чуть дешевле, чем с ванной. Второй важный момент — наличие холодильника. В этой категории номеров он не обязателен, но желателен. А вот наличие кондиционера совершенно не предусмотрено.

Вторая категория номеров — без удобств или с частичными удобствами. Под нее походят комнаты с санузлом на этаже, комнаты с водой, но без туалета, и даже деревянные сарайчики с отхожим местом где-то на территории базы отдыха. Проще, наверное, перечислить то, что есть в номере, чем то, чего там нет. Он предусматривает обязательное наличие кроватей и другой, необходимой по минимуму, мебели. Кстати, не постесняйтесь спросить, есть ли в комнате электрические розетки. Всякое бывает…

Номер-люкс — мечта всех. Но люкс люксу рознь. Санузел, добротная мебель, кондиционер, холодильник, телевизор — все это обязано в нем быть. Люкс иногда путают с номером улучшенной и повышенной комфортабельности. Вам могут всучить люкс с панцирной кроватью и телевизором » Электрон» , выпущенным при застое. Просто хозяева пансионата такой номер честно называют люксом, т.к. соседние комнаты вообще не имеют никаких излишеств.

На Арабатской Стрелке есть люксы с джакузи, микроволновой печью, доставкой питания в номер и т.д. Почувствуйте себя буржуем! Но помните о цене. Если стандартный люкс стоит в сутки 400-500 грн., то номер-люкс повышенной комфортабельности — намного дороже. Выбирая номер, не забывайте, что едете вы, в первую очередь, отдыхать, загорать, купаться, дышать свежим воздухом. А принять ванну и сутками смотреть телевизор можно и дома, причем — совершенно бесплатно!

Сколько? Сколько?

Итак, вы уже определились с категорией номера. Если цена показалась вам заманчиво низкой, тут же уточните — это с одного человека или за весь номер. Многие пансионаты указывают цены только за номер, или только за человека. Математическими подсчетами в таком случае курортникам придется заниматься самим. И тогда, возможно, цена уже не обрадует.

Еще один важный момент. Цена с человека за заезд (10-15 дней) может не сильно отличаться от суточной цены за весь номер с трехразовым питанием. Нелишне спросить, входит ли питание в стоимость путевки. Многие оздоровительные учреждения продают койко-место как с питанием, так и без него. В некоторых пансионатах можно купить, по желанию, только завтрак, обед или ужин.

Июнь, июль, август…

Базы отдыха и пансионаты иногда увеличивают цену на пиковые месяцы. С середины июля до середины августа она повышается на сумму от 30 до 100 грн. Заманивают курортников и ценами на июнь, сентябрь. У некоторых они просто демпинговые — 30 долларов в сутки за 2-3-местный номер!

Почему цены меняются? На самый захудалый номер в разгар лета все равно будет клиент. Так почему на этом не заработать? Измотанная длинной дорогой семья с орущим ребенком готова заплатить любые деньги, только бы скорее бросить вещи в номер и окунуться в море. А свободных-то мест в июле нет ни в частном секторе, ни на пансионатах…

Почему цены не меняются? Руководство учреждения знает, что клиент будет и в июне, и в августе. Стабильность — цена успеха. Так зачем суетиться? Всех денег не забрать, а бухгалтерии и отдыхающим смена расценок принесет головную боль.

Стоимость отдыха за одни сутки в пансионате » Золотые пески» на одного человека составляет от 22 у.е. На «Чайке» сутки без питания обойдутся в 35 грн. База отдыха » Виктория» в июне предлагает двухместные домики по 175-294 грн., а в разгар сезона цена доходит до 448 грн. Один из самых популярных пансионатов — «Источник Здоровья» . Цену за номер в сутки указывает с трехразовым питанием  .  Здесь есть кирпичные домики на 2-3-4 человека по 90-100 гривен ( до 20$) .

Трансфер и скидки

В стоимость путевки может входить трансфер. Одни пансионаты предоставляют услугу » туда-обратно» , другие — только встречают на вокзале, а третьи спокойно ждут гостей в административном корпусе.

Скидки на детей есть не на каждом пансионате. Продается койко-место, а кто будет на нем спать — роли не играет. В таком случае уточняется, ребенку до какого возраста можно спать на кровати с мамой, каким образом он будет питаться и т.д. В некоторых случаях с ребенка не берут деньги за проживание, родители оплачивают только услуги (пользование водой, санузлом) и питание.

На некоторых базах проживание с детьми до трех лет запрещено !  Во-первых, это сделано вам во благо. Отсутствие в номере или домике удобств, воды и кухни доставит массу хлопот. Расположенная рядом дискотека не позволит малышу полноценно спать. Работающий до утра соседний бар с пьяной клиентурой — тоже радости не принесет.

Во-вторых, дирекция пансионата заботится обо всех отдыхающих. И постоянный плач ребенка за стенкой испортит отдых даже самым стойким клиентам.

Всякая всячина

Собираясь в отпуск, узнайте, есть ли на базе отдыха свой пляж. Возможно, вам придется идти к морю через другие пансионаты и загорать на их песке за определенную сумму. Уточните, имеются ли на пляже навесы, грибочки, лежаки. Тогда не придется тянуть с собой громоздкий зонт. Есть ли прокат шезлонгов. Не забудьте про пляжное покрывало! На солидных пансионатах его выдают, причем выстиранное и наглаженное.

Дискотека есть почти на всех базах, но платная или нет — узнайте заранее. То же самое советуем выяснить о кинотеатре, корте, теннисных столах и спортинвентаре.

На прокат можно взять все — от чайника и раскладушки до вентилятора и телевизора. Кстати, беря последний, не забудьте узнать, какие программы он будет показывать. Стоит заранее узнать, как часто убирают номер и меняют постельное белье. Вы же не хотите две недели спать на серых простынях и вытираться полотенцем с кислым запахом? И выдают ли их вообще?

Клиент всегда прав

Но некоторые из них могут довести обслуживающий персонал до инфаркта. Как-то на одном пансионате к администратору прибежала молодая дама, с визгом рассказывающая, что в столовой случилось ужасное -подали сосиску, сваренную в целлофане. На что последовал справедливый вопрос: а как вы ее дома варите? Ответ просто убил всех присутствующих: » Я сосиски только жарю, и без целлофана» . Приезжающая из Беларуси барышня долго уточняла по телефону, вернут ли ей стоимость завтрака, так как поезд приходит только в полдень. При этом на междугородный разговор она потратила сумму, значительно превышающую стоимость каши и чая с булкой.

Военнослужащий из России шепотом спрашивал, поселят ли его в один номер с девушкой, если они не расписаны. Другой россиянин уточнял, не сообщат ли его » паспортной» жене данные барышни, с которой он приехал на отдых.

Иногда клиенты интересуются, входит ли в стоимость путевки проезд в поезде из Москвы. Тогда уж администраторы позволяют себе пошутить, отвечая: да, входит, а еще и такси от подъезда до вокзала.

Но клиент все равно всегда прав. Выслушивая порою бредовые просьбы, персонал старается не доводить дело до конфликта, умело «разруливая» ситуацию. А придет осень, тогда отдохнут и сотрудники пансионатов и баз отдыха.
Богдана Романова