Не забывать и не быть равнодушными
Генеральная Ассамблея ООН объявила 3 декабря Международным днём инвалидов. Цели, ради которых этот день провозглашён, — участие людей с ограниченными физическими возможностями в жизни общества.
Цифры – упрямая вещь. Сегодня они говорят о том, что инвалиды составляют немалую часть общества любого государства. Трудно представить себе состояние тех людей, которые оказались из-за болезни или трагического случая прикованными к постели, кто-то из тех, кого называем «инвалидом», родился с отклонениями в здоровье. Конечно же, рядом с такими людьми находятся их родные, близкие. Те, кто одинок, получают социальную помощь от государства.
Некоторые инвалиды учатся и работают, превозмогая недуг, обслуживают себя, общаются с друзьями и знакомыми, стараются не отставать от жизни. Но есть и другое. Очень часто эти люди оказываются оторванными от мира. Телевизор, газеты, телефон, встречи с родственниками, живущими рядом или пришедшими проведать. Это
– да. Но, как говорят, хочется «живого» общения. Чтобы кто-то навестил, рассказал о делах на работе или о школьных делах, принёс в дом последние новости, а, может, и просто «оживил» дом своим присутствием.
… Ежегодно сотни школьников района приходят в дома инвалидов. И не называют они себя, как в 50-60-е годы «тимуровцами» или участниками «тимуровского» движения (есть сейчас слова моднее и иностраннее – «волонтёры» и «волонтёрское движение» – и вытеснили они наши привычнее для слуха слова), но цель их благородна: быть рядом с теми, кто не может самостоятельно передвигаться или оторван от мира и жизненной суеты.
Приходят в дом к инвалиду І группы Виктору Гаркуше ребята из Стокопанской ООШ. Виктор любит поэзию, живопись, фото и видеосъёмку. Вот и решили участники волонтёрского движения связаться с редакцией газеты «Приазовская правда», ТРК «Визит», районным центром службы семьи, детей и молодёжи, чтобы презентовать работы односельчанина в местной прессе и на телевидении. Ребята уверены: у них всё получится, потому что стремление Виктора не замыкаться в себе, а быть полезным обществу – это пример для тех, кого постигла в жизни беда.
Уже несколько лет действует отряд «Волонтёр» в Щорсовской ООШ. Это дружный коллектив мальчишек и девчонок, неравнодушных к судьбе и боли других людей. В праздники они у своих подопечных с поздравлениями. Словом и делом помогают и в будни: лекарства купят, продукты, на подворье порядок наведут. Всё это не только формирует лучшие моральные качества юных щорсовцев, но и доказывают всем, что доброта – это понятие не прошедших лет, что и в нашем жёстком времени милосердие и щедрость живы.
Есть что рассказать о своей бескорыстной помощи инвалидам и ребятам из городских школ.
— Волонтёрским движением у нас охвачено более 130 ребят, — говорит зам. директора Генической ООШ №4 по воспитательной работе Наталья Цуканова. – В нашем поле зрения в основном бывшие учителя школы, пенсионеры, ветераны Великой Отечественной войны. Они всегда рады видеть учеников, их классных руководителей, которые являются связующим звеном между домом и школой.
О такой непрерывающейся связи поколений могут рассказать и учащиеся-волонтёры гимназии.
— Когда ко мне приходят ребята 10-В класса со своим классным руководителем Чорновол Т.И., у меня в доме праздник, — говорит А.А.Потапенко – Мне не нужно, чтобы они ходили в аптеку, убирали в доме. Всё это помогают делать мне муж, моя замечательная дочь. Но в свои 77 я инвалид, которому трудно передвигаться даже по комнате.
А как хочется видеть тех, кому посвящена вся жизнь – учеников. Ведь я бывшая учительница, и ребята делают мой дом живым. Я узнаю от них о школьных делах, вижу блеск их глаз, слышу их ребячий щебет и радуюсь жизни. Она продолжается.
Как это не жаль, но среди подрастающего поколения есть тоже инвалиды. Многие из них посещают детские сады, школы. И здесь им должно быть комфортно. Так, как в Генической ООШ №3, где к детям-инвалидам относятся уважительно, по мере возможности они всегда в гуще школьной жизни.
В общеобразовательных школах района обучается 49 детей с ограниченными физическими возможностями, как по индивидуальной форме, так и на общих основаниях. Качество обучения в значительной мере определяется тем, насколько учитываются потенциальные возможности каждого ребёнка. Среди детей-инвалидов – победители олимпиад, конкурсов, смотров художественной самодеятельности, спортивных соревнований. Таким ребятам предоставляется возможность поправить своё здоровье в санаториях, лагерях отдыха.
Они посещают кружки, секции. И самое главное – они чувствуют поддержку своих родителей, учителей, сверстников.
… У одной из учениц городской школы я тоже спросила о том, что, на её взгляд, главное для тех, кто стал инвалидом. Она, не задумываясь, ответила: «Не забывать и не быть равнодушными». И это верно: лучше не скажешь.
Наталья Лысенюк, методист райметодкабинета
Геническая районная газета Приазовская Правда 2010 год