Первые художники
Рекомендуем посетить официальный сайт Национального заповедника «Каменная Могила»
Первые шаги искусства — пение, танцы, музыка, эпос — безвозвратно утеряны для науки. Только образцы изобразительного искусства сохранились до наших дней.
Вместе с открытием во Франции первых следов палеолитического человека в середине XIX столетия были найдены небольшие статуэтки и гравированные предметы. Позднее, уже во второй половине XIX века, в гротах Франко-Кантабрийского региона были обнаружены первые наскальные рисунки, относящиеся к эпохе позднего палеолита.
Особую известность завоевали французские пещеры Ласко, Нио, Руффиньяк и испанская Альтамира. Первым своеобразным сигналом о существовании палеолитического искусства стала Альтамира (высокий горизонт). Величайшему открытию помог случай. Но расскажем все по порядку.
Еще в 1868 году на землях, принадлежавших дону Марселино Сантьяго Томазо Санц де Саутуола, некий охотник потерял из виду свою собаку, которая, как потом оказалось провалилась вместе с преследуемой лисицей в расщелину пещеры. Только спустя одиннадцать лет Саутуола смог спуститься в темное подземелье. В глубине пещеры любознательный испанец обнаружил кости древних животных.
В очередной раз, когда Саутуола собрался в свое «путешествие» к Альтамире, с ним увязалась двенадцатилетняя дочь Мария. Отцу не хотелось брать ее с собой, однако Мария настояла на своем.
И вот, когда при свете карбидной лампы они вошли в пещеру, случилось непредвиденное.
— Папа, — воскликнула девочка, — смотри — быки!
Прямо над головой по каменному карнизу шествовало стадо бизонов. Древний художник черными минеральными красками нарисовал целую галерею животных эпохи палеолита: оленей, лошадей, дикую свинью.
Однако открытие Саутуолы не принесло ему славы. Первобытные шедевры не были приняты тогдашней западноевропейской наукой, которая не смогла осмыслить происхождение и эволюцию человека, а тем более оценить необыкновенное палеолитическое искусство. В 1888 году Саутуола умер. И только в 1902 году, когда стали известны новые пещеры с первобытными рисунками, на Альтамиру обратили внимание, и она заняла достойное место в списке палеолитических памятников.
Многие десятилетия в науке считалось, что только Западная Европа была местом возникновения и развития первобытного изобразительного искусства. Однако археологические раскопки от границ Черного и Балтийского морей до Тихого океана показали, что территория Евразии была заселена человеком еще в эпоху раннего палеолита (200 тыс. лет назад). Во многих районах на древних стоянках наряду с каменны¬ми орудиями труда были найдены женские фигурки, предметы из кости с геометрическим орнаментом, и, наконец, — наскальные рисунки эпохи позднего палеолита. Яркими образцами в этом ряду являются Капова и Игнатьевская пещеры на Южном Урале. Древние художники на стенах здешних пещер оставили изображения мамонтов, носорогов, лошадей.
Среди многочисленных памятников первобытного искусства на просторах Евразии особое место занимает Каменная Могила. Многолетние исследования ученых привели к открытию 65 гротов и пещер, на потолках которых обнаружено несколько тысяч редчайших наскальных изображений. Глубоко реалистические рисунки дают представление о хозяйстве первобытных людей Приазовья, их духовной культуре. На потолках перекрещиваются рисунки разных исторических эпох: палеолитической, эпипалеолитической (мезолит), неолитической, эпохи меди — бронзы и средневековья.
Таким образом, хронология наскальных изображений Каменной Могилы охватывает огромный период от XXIV—XXII тысячелетий до н. э. до X—XII веков. Среди большинства рисунков, расположенных на фоне линейно-геометрических композиций, хорошо прослеживаются изображения человека, диких и домашних животных и т. д. В основном эти рисунки наносились на песчаник не красками, как, например, во Франции, Америке, Северной Африке или в Гекамских горах на Кавказе, а протирались куском твердого камня, образуя углубления, которые лишь иногда покрывались минеральными красными и черными красками. Только в последнее время, как отмечалось, в пещере № Зб-б обнаружены живописные рисунки, выполненные оранжевой и верной красками.
Как же появились в Приазовской степи эти творения первобытных художников ?
Дело в том, что древние люди целиком зависели от природы. Бродя по степи, они не всегда могли добыть себе пропитание. Все зависело от удачи: повезло на охоте — значит, будешь жить… Наши далекие предки не могли пояснить явления природы и потому наделяли их сверхъестественными свойствами. По верованиям древних, обряды, совершаемые с помощью колдунов перед изображениями животных, способствовали удачной охоте, защищали людей и их жилища от стихийных бедствий.
Большой каменный холм в степи привлекал людей как явление необыкновенное, фантастическое. Их сознание, наверное, тревожил вопрос: как он мог возникнуть в выжженной солнцем степи ? Вот почему первобытные люди обожествляли холм и превратили его в место отправления культов. Именно сюда, в эти гроты и пещеры, приходили они перед охотой совершать свои обряды. Об этих обычаях древних красноречиво свидетельствуют строки из «Ригведы», первого известного памятника индоевропейской литературы:
Я хотел бы достигнуть этого милого убежища его, Где наслаждаются мужи, преданные богам.
Нечто подобное представлял собой и холм Каменной Могилы, где многие народы находили уединенные места для поклонения своим богам.
Все объясняется просто. Древние люди обожествляли горы. У многих народов существовал культ горы, где якобы жили боги. Возникнув в глубокой древности, этот культ был унаследован различными цивилизациями, и его проявления найдены в Вавилоне, Древнем Иране (Персия), Урарту Греции.
Эта традиция была использована в позднейшие эпохи при строительстве культовых храмов на высоких (видных) точках, где приносились жертвы, в селениях и городах. Классическим примером может служить гора Олимп в Древней Греции, на которой собирался весь Пантеон античных богов, и в древнем Киеве поклонение славяноязыческим богам Перуну, Хорсту и Макоше совершалось также на горе.
В наши дни высота Каменной Могилы достигает 12 метров. На трех гектарах ее площади насчитывается около трех тысяч плит, многие из которых испещрены древнейшими наскальными изображениями. И сегодня они волнуют воображение и дополняют наши знания о быте и культуре древних пращуров. Уникальный памятник — своеобразный подземный эрмитаж.
Живописными уголками на Каменной Могиле являются северный и восточный склоны. В результате ветровой эрозии огромные глыбы песчаника раскололись на десятки мелких и крупных плит. Кое-где над всем этим хаотическим нагромождением возвышаются шарообразные монолиты. Это поистине чудо природы, которая действовала по своим, только ей понятным законам.
Борис Михайлов «Каменная Могила — подземный «Эрмитаж» Приазовья»
Киев «Таки Справы» 2007