Стихия 1969-го. Вспоминают очевидцы – Бетин Леонид

Эвакуация жителей Арабатской стрелки в 1969 годуТема вывоза песка с Арабатской Стрелки затронула многих жителей района. Люди опасаются, не повторится ли трагедия 1969 года, когда из-за вмешательства в природу пострадало население приморских сел. Депутат Счастливцевского сельсовета Виктор Плохушко собрал воспоминания свидетелей тех событий.http://www.arabatka.in.ua/?page_id=853

Конечно, что-то из памяти стерлось за более чем 40 лет, какие-то детали и фрагменты забылись. Автор строк заранее приносит извинения за возможные хронологические неточности, ведь воды с тех пор утекло немало. Но главное осталось – память о трагических днях, повторения которых мы не должны допустить.

Бетин Леонид Иванович, 1929 г.р.

В селе Счастливцево проживаю с 1944 года. В Геническом балластном карьере Приднепровской железной дороги промышленного отдела я работал
в должностях дизелиста, механика, главного механика и и.о. начальника.

Знаю, что в те годы был разработан проект по добыче и вывозу песка с Арабатской Стрелки для нужд железной дороги и для строительства Каховской
ГЭС. С 1950 годов план вывоза песка составлял 1-1,2 млн. т. в год. Песок продавали по 50 копеек за тонну.

Были разработаны три проекта по рекультивации выработанной площади песка для поднятия грунта на 1-1,5 метра выше уровня моря. Для реализации этих проектов планировалось увеличить цену песка с 50 копеек до 1 рубля.

Первый проект подразумевал, что после выгрузки песка пустые вагоны будут наполняться породой руды в Кривом Роге, Запорожье и засыпать ею нашу выработку. Стоимость проекта - 50 млн. рублей.

Второй проект предполагал установку земснаряда в Азовском море, добытый таким образом песок заполнит место выработки. Стоимость проекта составляла 30 млн. рублей.

Третьим проектом предусматривалась установка земснаряда в Сиваше. Стоимость проекта 10 млн. рублей.

К 1970 году руководство Крыма запретило выборку песка на территории Ленинского района АРК. В связи с этим весной 1970 года в Счастливцево из Москвы приехала комиссия министерства железных дорог СССР, начальник Приднепровской ж/дороги и представители Крымской администрации. Я вместе с этой делегацией на дрезине поехал показывать места выработки песка. В крымской территории Арабатской Стрелки железная дорога, по которой мы ехали, находилась в воде. Вода доходила до ступиц дрезины. От увиденного у московских начальников глаза округлились и они приняли сторону крымчан.

Началось массовое сокращение работников карьера. Из 120-140 человек в начале 1970 года к июню 1970 года осталось 4 человека. В этот момент администрация
Генического района требовала перенести железную дорогу от береговой линии, т.к. полотно мешало строительству баз отдыха. Весной 1970 года конфликт дошел то того, что милиция перекрывала ж/д пути, препятствуя вывозу песка.

В связи с тем, что железная дорога принадлежала Приднепровской ж/д, а вывозить было нечего, приняли решение о ее разборке. К осени 1970 года дорогу разобрали и вывезли.

В январе 1969 года я работал в должности главного механика карьера. Установился сильный юго-восточный ветер 25-30 м/с.

В течение нескольких часов место балластной выработки песка (между селом и морем) заполнилось морской водой. Береговая линия была прорвана в районе базы отдыха «Чайка-3». По радио население предупредили о необходимости эвакуации в связи с угрозой затопления. В период с 6 по 10 января 1969 года ночью морская вода хлынула в село.

Затоплено было около 10 дворов. Благодаря усиливающемуся морозу к утру вода прекратила повышаться и начала замерзать. В результате стихии было повреждено полотно железной дороги и залиты автодороги к селу.

До весны люди передвигались по замерзшей морской воде.

Весной, когда она растаяла, пришлось ездить в Геническ по берегу моря. Ровно через год, в январе 1970-го, выработка песка была заполнена морской водой.
Немного не хватило для того, чтобы она снова затопила село.

Помню, что в декабре 1944 года или январе 1945 вода прорывала береговую линию в районе Генгорки и заполняла выработку. От повторного затопления село спасли морозы. Подобная ситуация повторилась через 2 года и через 3 года.

Приазовская Правда 2011 год