Стихия 1969-го на Арабатской стрелке на Азовском море. Вспоминают очевидцы — Бетин Леонид

Эвакуация жителей Арабатской стрелки в 1969 годуТема вывоза песка с Арабатской Стрелки затронула многих жителей Генического района.

Люди опасаются, не повторится ли трагедия 1969 года, когда из-за вмешательства в природу пострадало население  сел Приазовья. 

Депутат Счастливцевского сельсовета Виктор Плохушко собрал воспоминания свидетелей тех событий.http://www.arabatka.in.ua/?page_id=853

Конечно, что-то из памяти стерлось за более чем 40 лет, какие-то детали и фрагменты забылись.

Автор строк заранее приносит извинения за возможные хронологические неточности, ведь воды с тех пор утекло немало. Но главное осталось – память о трагических днях, повторения которых мы не должны допустить.

Бетин Леонид Иванович, 1929 г.р.

В селе Счастливцево на косе Арабатская стрелка проживаю с 1944 года.

В Геническом балластном карьере Приднепровской железной дороги промышленного отдела я работал в должностях дизелиста, механика, главного механика и и.о. начальника.

Знаю, что в те годы был разработан проект по добыче и вывозу песка с Арабатской Стрелки для нужд железной дороги и для строительства Каховской ГЭС.

С 1950 годов план вывоза песка с Арабатской стрелки составлял 1-1,2 млн. т. в год. Песок Арабатки продавали по 50 копеек за тонну.

Были разработаны три проекта по рекультивации выработанной площади песка для поднятия грунта на 1-1,5 метра выше уровня Азовского моря.

Для реализации этих проектов планировалось увеличить цену песка с 50 копеек до 1 рубля.

Первый проект подразумевал, что после выгрузки песка пустые вагоны будут наполняться породой руды в Кривом Роге, Запорожье и засыпать ею нашу выработку. Стоимость проекта — 50 млн. рублей.

Второй проект предполагал установку земснаряда в Азовском море, добытый таким образом песок заполнит место выработки. Стоимость проекта составляла 30 млн. рублей.

Третьим проектом предусматривалась установка земснаряда в Сиваше. Стоимость проекта 10 млн. рублей.

К 1970 году руководство Крыма запретило выборку песка на территории Ленинского района АРК.

В связи с этим весной 1970 года в село Счастливцево Генического района Херсонской области из Москвы приехала комиссия министерства железных дорог СССР, начальник Приднепровской ж/дороги и представители Крымской администрации.

Я вместе с этой делегацией на дрезине поехал показывать места выработки песка на Арабатке.

На крымской территории Арабатской Стрелки железная дорога, по которой мы ехали, находилась в воде. Вода доходила до ступиц дрезины.

От увиденного у московских начальников глаза округлились и они приняли сторону крымчан.

После чего началось массовое сокращение работников карьера. Из 120-140 человек в начале 1970 года к июню 1970 года осталось 4 человека.

В этот момент администрация Генического района требовала перенести железную дорогу от береговой линии, т.к. полотно мешало строительству баз отдыха на Арабатской стрелке.

Весной 1970 года конфликт дошел то того, что милиция перекрывала ж/д пути на Арабатке, препятствуя вывозу песка.

В связи с тем, что железная дорога принадлежала Приднепровской ж/д, а вывозить было нечего, приняли решение о ее разборке. К осени 1970 года дорогу на Арабатской стрелке разобрали и вывезли.

В январе 1969 года я работал в должности главного механика карьера на Арабатке. Установился сильный юго-восточный ветер 25-30 м/с.

В течение нескольких часов место балластной выработки песка (между селом Счастливцево и Азовском морем) заполнилось морской водой.

Береговая линия была прорвана в районе базы отдыха «Чайка-3» в Счастливцево.

По радио население Генического района на Арабатке предупредили о необходимости эвакуации в связи с угрозой затопления.

В период с 6 по 10 января 1969 года ночью морская вода хлынула в село.

Затоплено было около 10 дворов. Благодаря усиливающемуся морозу к утру вода прекратила повышаться и начала замерзать.

В результате стихии было повреждено полотно железной дороги и залиты автодороги к селу Счастливцево.

До весны люди передвигались по Арабатской стрелке по замерзшей морской воде.

Весной, когда она растаяла, пришлось ездить в Геническ по берегу Азовского моря.

Ровно через год, в январе 1970-го, выработка песка была заполнена морской водой.

Немного не хватило для того, чтобы она снова затопила село.

Помню, что в декабре 1944 года или январе 1945 вода прорывала береговую линию в районе Генгорки и заполняла выработку.

От повторного затопления село Счастливцево спасли морозы.

Подобная ситуация повторилась через 2 года и через 3 года.

Геническая районная газета «Приазовская Правда» 2011 год