Можно ли проехать по косе Арабатская стрелка в Крым

Арабатская стрелка — это уникальная песчаная коса длиной более 100 километров, соединяющая юг Херсонской области с Крымским полуостровом. Она тянется вдоль восточного побережья Азовского моря, отделяя его от мелководного и солёного залива Сиваш. Географическая особенность косы в том, что она нигде не прерывается водой: ни Азовское море, ни Сиваш не перерезают её полностью.

Теоретически, если смотреть на карту и учитывать природные условия, проехать Арабатку насквозь — возможно. Даже в местах, где ширина косы сужается до 200–300 метров, существует сухопутная полоса, пригодная для движения транспорта.

Дорожные условия на косе

Покрытие дороги по косе Арабатская стрелка неоднородное. На севере ближе к селу Стрелковое есть асфальтовое или гравийное покрытие, но по мере продвижения на юг дорога превращается в накатанную песчаную и грунтовую полосу. В сухую погоду она вполне проходима для легковых автомобилей, особенно с высоким клиренсом.

Однако следует учитывать влияние погодных условий. Во время нагонных ветров, особенно осенью и весной, в узких местах коса может оказаться временно подтопленной. Вода заливает полосу шириной в несколько десятков метров, что делает проезд затруднительным или невозможным на 1–2 дня.

Можно ли проехать по косе Арабатская стрелка в Крым

Почему сейчас проехать Арабатскую стрелку насквозь нельзя

Если раньше, до 2014 года, и даже в первые годы после оккупации Крыма, отдельные автопутешественники всё же рисковали и пересекали косу, то сегодня ситуация кардинально изменилась. С февраля 2022 года на южной части Арабатской стрелки и в Крыму находятся российские войска.

Кроме того, оккупационные власти в лице гауляйтеров Сергея Аксёнова (Крым) и Владимира Сальдо (оккупированная часть Херсонщины) издали указы, запрещающие гражданский проезд по косе. Под предлогом «обеспечения безопасности» и «недопущения диверсий» на косе выставлены блокпосты и военные патрули.

На практике это означает, что:

  • С севера заехать на косу можно только до села Стрелковое и ещё примерно на 2–3 километра южнее.
  • Дальнейший проезд в сторону Геническа или тем более Крыма перекрыт военными кордонами.
  • На юге коса полностью контролируется российскими гарнизонами, в том числе в районе Крыма.

Опасности и риски

Даже если игнорировать формальный запрет, выезд на косу в нынешних условиях сопряжён с большими рисками:

  1. Военные блокпосты — проверка документов, досмотр авто и возможное задержание.
  2. Минная опасность — в прибрежных зонах и на обочинах дороги могут находиться мины и неразорвавшиеся боеприпасы.
  3. Отсутствие инфраструктуры — на большей части косы нет АЗС, магазинов и сервисов, а мобильная связь работает нестабильно.
  4. Военные действия поблизости — коса находится в зоне досягаемости артиллерии и беспилотников.

Историческая справка: Арабатка до войны

До начала полномасштабного вторжения и даже до 2014 года Арабатская стрелка была популярным маршрутом у туристов и автолюбителей, желавших испытать свои автомобили и насладиться красотой азовского побережья. Вдоль косы можно было встретить рыбацкие артели, небольшие базы отдыха и абсолютно дикие участки с кристально чистой водой и песчаными пляжами.

В те времена проезд насквозь был скорее приключением, чем проблемой. Основной трудностью считалась погода и состояние дороги, а не вооружённые люди на блокпостах.

Перспективы

На данный момент проезд по Арабатской стрелке насквозь для гражданских автомобилей невозможен. И даже если ограничиться северной частью косы, стоит быть готовым к проверкам и потенциальным неприятностям.

Теоретически, в будущем, после деоккупации территории, коса снова сможет стать популярным туристическим маршрутом. Но в нынешних реалиях попытка пересечь Арабатку с севера на юг — это не путешествие, а крайне опасное предприятие.