Золотой песок Арабатской стрелки
По материалам «Приазовской правды №23 от 09.06.2010 г.
Снова самосвалы «Вольво» сотрясают город. Снова возят песок. Со Слободки. Сознательные граждане традиционно берут это дело «на контроль»..
— Вы уже не первые сегодня, — говорит Андрей Логинов, начальник подразделения рекультивации ООО «Укртранс» («Вольво»).
Оказывается, здесь не песок копают, а «затягивают» «ямы-ковырялки» специальным планировщиком «Катерпиллер» (D5XLZ Green, не путать с бульдозером!). Чудо-машину, снабженную кренометрами и угломером, транспортируют на трейлере, чтобы не повредить грунт. Шарнирное крепление ножа позволяет делать отвалы под углом и формировать любой рельеф. Поворотным на 180° шестиметровым захватом работает береговой грейдер «Вольво-946» с 26-ю степенями агрессии шасси (мельчайшую кочечку колёсами не порушит, а на дне морском даже следов не оставляет). Таких машин всего две в Украине (вторая после наводнений работает в Закарпатье)..
— Нивелирами вымеряли, по 10-15 миллиметров подсыпали высоту, – продолжает Андрей Петрович, кстати, член постоянной комиссии при Президенте по экологии и чрезвычайным ситуациям. — Вот недавно приехал сюда дядька на самосвале и вырыл яму посреди идеально ровной площадки. «Равняйте, — говорит копатель, — равняйте. Всё равно брали здесь песок и будем брать!».
Подхожу и «поддеваю» экскаваторщика, который добросовестно и методично роет за урезом воды: «Глубокая яма? Наверное, метра три?». «Четыре!» – с гордостью отвечает «работник». — Еле-еле избавляемся от «помощников». А от результатов природа избавится очень и очень нескоро. А, может быть, вообще не избавится: прибой «перенесёт» рубец или сам песок дальше, на другое место..
Во время шторма или сильного волнения волны перехлёстывают ломаную ракушу через гребень «берегоукрепительных сооружений». Стекает ракушечная взвесь только «низом», вымывая для себя узкие протоки. Сами «сооружения» представляют собой брак железобетонных изделий, которые во времена СССР активно списывались на такие вот «полезные дела». И всем вроде бы хорошо, кроме морского побережья.
Восстановить характер течений, существовавший до строительства рыбзаводского причала, помочь морю прекратить заиливание акватории порта и канала может строительство полноценного мола. Его результатом стало бы природное возвращение песка на детский пляж и морской глубины на Слободку (сейчас перевоз песка с места на место стоит десятки миллионов, и отнюдь не гривен)..
За последние три года морем уже намыт новый песчаный бар. Скоро здесь будет болото. Почему так быстро? По подсчетам специалистов, ежегодная масса отмерших раковин в Азовском море составляет 25,5 миллиона тонн. Половина ровно распределяется по морскому дну. Избыток опускается на дно и образует косы, бары, отмели и т. д..
Что происходит, если вырыть на дне моря яму, видно из приведённого выше примера. Теперь пример противоположный. Арабатская Стрелка. Ей подобна коса Долгая (отделяет Таганрогский залив от Азовского моря) по содержанию в аккумулятивных формах ракуши — до 90—99%. Объем её добычи в 1966-1975 гг. превышал там миллион тонн, что значительно сократило питание косы и вызвало ее размыв. А основной биогенный компонент, Cardium edule, снижает продуктивность с распреснением водоёма, в том числе после неправильного берегоукрепления (см. выше). Замкнутый круг..
Снова вмешивается человек..
Экологически преступное поведение местных жителей не на пустом месте возникло. В пятидесятые — начале шестидесятых годов со Стрелки десятками составов в день вывозили песок для строительства железнодорожной ветки на Каховку. Тогда на охрану природы плевали, подавая крайне негативный пример местному населению. Главное – «пятилетку в два года», как написано на реликтовом плакате в бывшей конторе карьероуправления, а ныне офисе подразделения ЧП «Укртранс»..
Из рассказа пожилой жительницы Счастливцево:.
— Тут хороший такой парень копал. Года три копал, с рассвета до заката. Экскаватором, который на гусеницах. Я ему молочко парное кажный день прямо в комнату заносила (квартировал он у меня). Механики, правда, плохие были. Гусеницу так и не смогли починить. Парень этот и уехал. Экскаватор месяца через два утоп прямо на месте последней стоянки. А там ещё и два вагона пустых сверху. Местные жители жаловались, что уже после штормов и дамбу размывает. О затоплениях улицы Морской и говорить не приходится. Сейчас «Укртранс» строит там центр досуга «Чумацкий шлях». Но сначала — 50 гектаров рекультивации. В 2006-м три самосвала песка «рассосались» буквально на глазах в болоте между дорогой и дамбой..
— Пошли дальше – и ахнули. Прибрежная полоса была раскопана на глубину 14-ти метров, насколько хватило троса на барабане плавкрана. Дошли до слоя жидкой пульпы, взвеси суглинков, на которых покоится песчаный бар. Теперь это лучшее место на побережье, эталон природного ландшафта. Не верите — сравните с тем, что было ещё вчера . Результат действительно впечатляющий. Кстати, в глубине счастливцевской ямы косвенно виноват и наш брат журналист. Оказывается, во времена оны на этом месте стояла бытовка, где приезжие журналисты «для почина» накатывали по литру «казёнки» — и давай снимать на кинокамеры прямо здесь, чтобы далеко не ходить. Время течёт как песок. А настоящий песок, в том числе и со Слободки, уже третий год бесплатно для городской казны «укладывается» самосвалами «Укртранса» на городской пляж..
Алексей Второв