История мелитопольского кафедрального собора Александра Невского

О церкви-предшественнице кафедрального собора Александра Невского в городе Мелитополе

Мелитопольский собор
Мелитопольский собор

Во время работы в Российском государственном историческом архиве (РГИА) в Санкт-Петербурге над темой по истории северо-западного Приазовья я обнаружила 3 дела с документами, отражающими процесс организации строительства и само строительство в 1815-1831 годах православного храма в честь Александра Невского в селении Новоалександровка Мелитопольского уезда Таврической губернии.


Поскольку город Мелитополь Запорожской области в свое время именовался Новоалександровкой и собор с посвящением этому святому благоверному князю в нем есть, надо полагать, что адрес передачи информации выбран правильно.

Для того чтобы хоть частично прочувствовать обстановку почти двухсотлетней давности, следует привести целиком с сохранением правописания и оборотов речи, принятых тогда, обращение («доношение») по данному вопросу от 28 февраля 1816 года в Святейший правительствующий Синод Иова, архиепископа Екатеринославского, Херсонского, Таврического и кавалера:

» Екатеринославская Консистория, слуша(ла) дело, наченшееся в ней прошлого 1815 года сентября 20 дня, по прошению Таврической губернии Мелитопольского уезда казенного селения Новоалександровки — от жителей, поверенных тамошних поселян Прокопия Ослима и Клима Курдубана, — о дозволении в оном селении Новоалександровке построить вновь деревянную во имянование святого благоверного великого князя Александра Невского церковь с припискою к ней в приход помещичьей деревни Мордвиновой; а из оного дела явствует:

1. Жителей в селении Новоалександровке находится ныне налицо мужеска пола — 572 (души), да в деревни Мордвиновой, состоя¬щей в смежности с оным селением, — 20 душ, и потому дворов, полагая в каждый по 4 души, причитается 148; женска же в обеих сих местах — 609 душ, к коим назначено еще на переселение одного мужеска пола, кроме женского, 189 душ.

2.   Жители те по новому их населению и в приход никуда не причислены, а, состоя от самых ближайших церквей от 60 до 65 верст, лишаются слушания слова Божия и в получении христианских треб претерпевают    крайнюю    нужду,    даже до того, что рожденные младенцы — без крещения а престарелые и больные без исповеди умирают и погребаются самими простолюдинами.

3.  Просители сии ту Новую церковь построить,   всем   нужным украсить   и впредь   в  приличном   благолепии   содержать, а также будущих при ней священно- и церковнослужителей неоскудно довольствовать: построить для их домы собственным   своим   коштом   и   земли указное количество десятин отвести, законным порядком справить, отказать и в действительное их владение утвердить письменно обязались. И:

4.   Построить  в том  селении Новоалександровке     каменной     церкви,     как по    изысканию    Благочинного    протоиерея   Шаркова   и   Земского   суда   заседателя    Ковтуновскаго    открылось,     нет никакой   возможности,    потому   что   в тамошних местах камня ближе ста верст не имеется и грунт земли грествяный /Так в тексте, — СП/и к выделке кирпича неспособный.

Положили мнение, и я оного утвердил: В помянутом селении Новоалександровке, в рассуждении выше прописанных обстоятельств, вновь деревянную во имянование святого благоверного великого князя Александра Невского церковь с припискою к ней в приход означенной деревни Мордвиновой, на основании имянного высочайшаго 1806 года октября 18 дня указа, построить дозволить, с тем, однако же, чтобы прежде заложения ея отведено было к ней, по обязательству просителей, положенное в межевой инструкции количество десятин земли и предоставлены были на оную план и межевыя книги, а до выстроения и освящения той церкви построены были для будущих при ней священно- и церковнослужителей приличныя и удобныя домы непременно. — О чем с приложением подлиннаго о сем дела и краткой из него выписки Святейшему правительствующему Синоду на рассмотрение почтеннейше представляю.

Вашего Святейшества Всепокорнейший послушник — Иов-Архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический».

28 марта 1816 года члены Синода обсудили на своем заседании данный вопрос и приказали названную церковь «построить дозволить» . Протокол подписали митрополит Новгородский Амвросий, архиепископ Черниговский Михаил, архиепископ Тверской Серафим, а также другие лица священного сана.

9 июня 1816 года архиепископ Екатеринославский …Иов отправил в Синод рапорт о том, что указ и дело, приложенное к нему, получил и по нему «надлежащее исполнение учинено быть имеет».

Но дальше работа застопорилась по причине недостатка денег на строительство.  Из отношения генерала от артиллерии графа А.А. Аракчеева 5 ноября 1818 года министру духовных дел и народного просвещения князю А.Н. Голицыну и объяснений обер-прокурора князя П.С.Мещерского 2 мая 1819 года, а также самого А.Н. Голицына 20 января 1820 года Синоду мы видим, что сначала селение Новоалександровка Мелитопольского уезда обратилось с просьбой к императору о разрешении построить церковь на свои средства (своим коштом); позже вместе с селением Усть-Азовском Днепровского уезда Таврической губернии (теперь это город Геническ Херсонской области) оба попросили выделить пособие на устроение церквей в размере по 20 тысяч рублей каждому. Специально созданная в Таврической губернии комиссия не сочла возможным удовлетворить их желание.

В свою очередь архиепископ Екатеринославский Иов, от которого князь А.Н. Голицын ждал планы и сметы на строительство церквей, ответил ему 3 декабря 1818 года, что, поскольку жители Новоалександровки обещали построить церковь своим коштом и по количеству населения («в Новоалександровке одного мужеска пола, кроме женскаго, 807 душ»), а также обеспеченности в состоянии это сделать, не в пример усть-азовцам, они вполне могут возвести храм без пособия от казны, но с помощью выданных во временное пользование из Консистории для сбора подаяния книг и антиминсов (антиминс — шелковый плат для престола с частицей святых мощей )

Однако чрезвычайно бедным и малочисленным устьазовцам, не имеющим возможности до возведения церкви выстроить даже молитвенный дом, архиепископ предложил выделить 5 тысяч рублей серебром, что потом и было, кстати, осуществлено.
Доводы Иова относительно Новоалександровки возымели действие. Будучи представленными, как и полагалось, Синоду и императору, они получили поддержку. Но чтобы поставить точку, проводились проверки, уточнения; и в результате переписка затянулась почти на 2 года.

Вопрос о пособии поднимался снова. Судя по заголовку дела, с документами которого мне ознакомиться не удалось, можно говорить почти наверняка, что деньги из казны для данного храма в конечном счете были выделены.

Единица хранения (дело) называется так: «О пособии на окончание строительства деревянной церкви в казенном селении Новоалександровка Мелитопольского уезда Таврической губернии. 1825-1831 гг.».

Сейчас собор в Мелитополе, являющийся наследником характеризуемой церкви, действует; и не деревяннаый он, а каменный. Мне он особо дорог тем, что в нем отпевали под Крещение в 1983 году мою бабушку Прасковью Кондратьевну Сивак, и лицо у нее было в этом храме после предсмертных мук светлое и прекрасное.

Дочь бабушки, она же — моя мама Анна Степановна Сивак, жила почти до кончины 19 августа 1997 года в Мелитополе. Именно благодаря ей, обезпечившей мне специальное образование, найдены эти и другие безценные архивные свидетельства.

СЕ.ПАВЛОВА, историк-архивист
Вестник Приазовья 9 июля 2009 г.

Добавить комментарий